Едем в Мадрид

Главная > Новости стран мира > Новости Испании > Едем в Мадрид

Собираясь в Мадрид, зашел в книжный и с удивлением обнаружил, что по нему нет ни одного путеводителя. По всем столицам Европы – есть, а Мадрид – только вместе с Испанией. Приехав же туда, понял почему. Город прекрасный: просторный, зеленый, веселый – вот только нет у него какой-то очевидной “фишки”. “Мадрид струится сквозь твои пальцы, – пишет Нина Эптон, – отряхивается от обобщений, смеется в лицо философам, пожимает плечами вслед трагическому и приятельствует с легкомыслием”. Он совсем не мегаполис, но и не провинция. Он не стар, но и не суперсовременен. Не мал и не велик. И архитектура тут тоже разная.

Славу архитектурной столицы Испании еще век назад оттянула Барселона. Говорим “испанская архитектура” – подразумеваем: “Гауди”. Да и сейчас там стараются: реконструкция куска города вокруг Форума стала самым масштабным (после разве что Берлина) градостроительным проектом Европы.

Мадрид же – город самодостаточный. Он не старается понравиться, он такой, какой есть. Здесь всё на все свой лад, и всё чуть не так, как в других столицах. Старый город стар весьма условно: вкрапления ХХ века хоть и аккуратны, но повсеместны. Вместо кольца бульваров, как в Париже или Вене, – широченный проспект Пасео де Кастельяна. Который плавно превращается в такой же широкий бульвар и разбивается об вокзал Аточи целым фонтаном улиц. Это главная ось города, на которую нанизано все самое важное, включая три главных музея, и завершается она почти как Елисейские поля – маленьким Дефансом: кварталом из пяти небоскребов.

А смотришь от Королевского дворца на закат и кажется, что город прямо тут и кончается. Смотришь с Пуэрта дель Соль, главной площади города, на восток – та же картина: кайе Алкала упирается непосредственно в горизонт. Другая главная площадь – Пласа Майор – хоть и смахивает на площадь Вогезов или на Сан-Марко, но выглядит как настоящее кастильское плоскогорье: ни травы, ни воды. С водой в городе вообще как-то плохо: речушку Мансанарес переехали, ее даже не заметив, единственный водоем – пруд в парке Ретиро, где катаются на лодочках под копытами коня Альфонсо XII. И хотя фонтаны старательно бьют, в городе сухо и хочется пить: Мадрид выше всех столиц – по крайней мере, по сравнению с уровнем моря.

А так он не похож ни на одну из них. Здесь нет ни римской старины, ни парижской стильности, ни лондонского хай-тека, ни венской сладости, ни берлинского драйва, ни пражской сказочности, ни амстердамской вольницы. Своеобразие этого города определяется, скорее, отсеканием: ни того, ни другого, ни третьего. И этим он очень похож на Москву. А оставшиеся от Франко образчики имперской архитектуры эту близость забавно подчеркивают, разве что высотки тут без шпилей. Но если в Москве совсем не понимают, кому нужна современная архитектура, то в Мадриде нашли хороший ответ: она нужна туристу. Поэтому самые яркие ее образцы – это аэропорт, гостиница и музей.

Аэропорт в Мадриде один, зато большой. Точнее, он стал таковым (вторым по величине в Европе) после открытия в январе этого года терминала № 4. Сориентироваться в этом пространстве невозможно, лучше тупо следовать указателям, не пытаясь понять “куда”. Чтобы взять багаж, нужно сесть на поезд (безо всякого машиниста) и 10 минут куда-то ехать. Мадридцы клянут гигантизм сэра Роджерса последними словами (в первые месяцы работы аэропорта камера хранения потерянных вещей тоже претендовала на звание самой заполненной в Европе), но это ерунда по сравнению с бытом жителей близлежащего городка Кослада. Говорят, у них специфическая дикция. Даже находясь в Мадриде, они две минуты говорят – и делают паузу: чтобы дать пролететь самолету.

Впрочем, собственно архитектура Барахаса (и название какое смачное!) прекрасна. Криволинейная крыша напоминает, конечно, японский аэропорт Кансай Ренцо Пиано – соавтора Роджерса по центру Помпиду. Но если у того – бескомпромиссный железный хай-тек, то здесь потолок зашит миллионами бамбуковых панелей. От рукодельщины в таком масштабе веет китайщиной, да и в разрезе аэропорт – натуральная пагода. Но есть еще желтые ножки опор с бетонными копытцами, зрачки ламп, световые фонари с гирляндой век и расплющенные клювы вентиляции. Все это вместе должно, видимо, увести образ от техногенности и привести к некой насекомости и медитативности.

Подлетаешь к Мадриду ночью – и кажется, что вокруг города тихо плещется планктон. Днем то же ощущение неспешности: сиеста. Опаздываешь на деловой обед, а потом прибегаешь, оттирая пот – и зависаешь над паэльей на час, два, три… Так принято. И движение в городе такое же даже в час пик: всё едет медленно, но никогда не стоит. Лень пополам с эксцентрикой – вот что такое Мадрид. Когда въезжаешь в город, на тебя с обеих сторон медленно падают две башни: попсовый архитектурный фокус, недаром и зовутся они – Kio. Дальше – башня “Пикассо”, которая и не Пикассо совсем, и вообще ничего особенного, если не знать, что это то немногое, что осталось от творчества Минору Ямасаки после того, как рухнули его нью-йоркские “близнецы”. Мадрид же едва не лишился вокзала Аточи – удивительно приятного в своем жанре произведения: на каком еще вокзале встретишь тропики? Теперь перед ним обещают воздвигнуть памятник жертвам теракта. Главное – чтоб не Церетели.

Самым же гениальным архитектурным “терактом” Мадрида надо признать отель “Пуэрто де Америка”. Это действительно взрыв – по крайней мере концептуальный. Хотя сама по себе затея проста и даже очевидна: если архитектурные звезды стали в последние 10 лет брэндом и хорошо продаются, отчего бы не собрать их вместе и не продать их чохом? Но заказать каждому по дому – дорого. И практичные испанцы заказали каждому всего по этажу – сделав из них гостиницу. И теперь за каких-то 200-300 евро ты можешь жить в архитектуре от Захи Хадид или Нормана Фостера. И другой такой возможности у обычного человека просто нет.

То, насколько разным будет дизайн, было ясно: ведь к работе пригласили и минималиста Дэвида Чипперфильда, и хай-тековца Фостера, и японца Арата Исодзаки. Но удивительно, что не только отделка, но и пространства этих небольших комнаток вышли на редкость разнообразными: зависает в воздухе кровать Кэтрин Финдлей, текут стены Захи Хадид, вьется вокруг круглого дивана мебель Рона Арада, превращается в картину номер Марка Ньюсона. Самыми же радикальными оказались молодые испанцы из студии Plasma: в их космических интерьерах гравитация просто отменяется, идешь – и теряешь ощущение верха, низа, равновесия… Но и ценителям более человеческих радостей тоже нашлось место: этаж от известных фэшн-дизайнеров Victorio & Lucchino – фейерверк ярких красок и экзотических драпировок.

В общем, не отель, а настоящий музей современного дизайна. Что же до привычных музеев, то они тоже очень стараются быть не просто набором картин, но и архитектурой. Лидером по этой части стал Музей королевы Софии. Сначала Йен Ричи пристроил к старому зданию эффектные стеклянные лифты. А потом – чего мелочиться! – присоединили еще целое здание: эдакий перезрелый помидор, прихлопнутый железной крышкой. Это не лучшее творение великого Жана Нувеля, но среди простенькой архитектуры мадридского центра оно работает как настоящий аттракцион: пространства по мере подъема меняются, углы рубят город, ракурсы наслаиваются, как в фильмах Хулио Медема. Это, наверное, первое в мире хай-тековское патио: двор превращается в небоскреб – и не столько за счет высоты стен, сколько за счет узости площади. Открытый в сентябре прошлого года, этот разомкнутый во все стороны двор-колодец содержит в себе библиотеку, конференц-зал, ресторан и залы, где проходят самые стремные выставки.

Но самая громкая выставка этого сезона (и серьезный повод уже для нашей национальной гордости) – “Русские авангарды” в музее Тиссена-Борнемиса. Это просто фантастика: хрестоматийные вещи (квадрат Малевича, башня Татлина, проуны Эль Лисицкого) заблистали новыми красками исключительно за счет выставочного дизайна. Предметов немного, но в темном зале и с эффектной подсветкой они выглядят как иконы – что есть и отражение их восприятия миром, и в то же время – апелляция к их истокам. Этот музей тоже недавно обзавелся новым зданием: оно скромно и белоснежно, зато выполнено по проекту единственного испанского лауреата Притцкера (архитектурной Нобелевки) – Рафаэля Монео. Сейчас он же реконструирует Прадо, пристраивая сзади целую эспланаду, ведущую к новым помещениям. Изначально проект был куда более радикальным, но потом как-то утрамбовался. А главная конкуренция (во всяком случае – архитектурная) трем китам мадридского арта строится тут же, напротив Прадо: “Кайкса-Форум”. Казалось бы, ремейк: Херцог и де Мерон реконструируют старую электростанцию – тот же трюк они проделали в Лондоне, подарив миру “Тэйт-Модерн”. Здесь экспансии больше: старые стены сохранят, но за и над ними уже вовсю растут странноватые объемчики, напоминающие клонимые ветром небоскребы. Искусство здесь будет самое радикальное: видео-арт, инсталляции, перформансы и т.д. “Такое, знаете ли, молодежное”, – с легким скепсисом пояснили сотрудницы Тиссен-Борнемиса.

Самой же “молодежной” новостройкой Мадрида стал жилой дом “Мирадор”. Расположен он на отшибе, вокруг – эдакое жулебино, поэтому актуальность гигантского патио на его крыше вызывает вопросы. Но само по себе патио – шедевр и находка. На самом деле оно не на крыше, а в дырке. Дырка же смело прорезана в объеме дома – и она такого размера, что в нее вполне может пролететь самолет. Пол патио затянут мягким ковром, а еще в нем выдавлены две оранжевые дырки: джакузи. Считается, что все это – для релаксации жильцов, но поселились там далеко не самые благополучные семьи, поэтому пока патио чаще всего закрыто на замок. Впрочем, снаружи дом – не менее яркое зрелище: кажется, что собран он из разноцветного конструктора. Но в Мадриде все-таки любят другую красоту: блеск, золото, архитектурные излишества. Поэтому эта попытка привить протестантский радикализм не прошла.

Но главный парадокс современной мадридской архитектуры даже не в этом, а в том, что все вышеописанные шедевры построены иностранцами: англичанином, французом, голландцами и целой сборной мировых звезд. При этом именно Испания победила на позапрошлой Венецианской архитектурной биеннале, а сейчас она прокатывает по всему миру выставку своих молодых звездочек. Где же они в Мадриде? Все больше по окраинам. Да по таким, что девушка на ресепшне отеля замахала руками: “Ой, да туда не доехать!” Тем не менее, до некоторых добрался и свидетельствую: что архив-библиотека города Мадрида (Mansilla + Tunon), что их же бассейн, что городской зал или еще одна библиотека (Abalos & Herreros) – все это прекрасные сооружения. Осталось только пустить их в город.

archive.travel.ru

Рубрика: Новости Испании

Новости по теме:

пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ – пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
Фальшивые полицейские в Барселоне
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ – пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅ – пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ


Популярные страны