Лувр не Дэна Брауна
Главная > Новости стран мира > Новости Франции > Лувр не Дэна Брауна
Начитавшись и насмотревшись “Код да Винчи”, народ штурмует Лувр. Туристы в основном идут по следам Дэна Брауна, но, если захотят, могут заметить и все остальное
Большие музеи – как счастливые люди: часов, то бишь годов, а то и веков, не замечают.
“Так какая, Вы говорите, у нас дата? Вы уверены? Нет, у нас никаких мероприятий по этому случаю не запланировано. Будет обычный день”, – в дирекции Лувра с откровенным удивлением отреагировали на напоминание о том, что этому крупнейшему французскому музею исполняется 210 лет.
Впрочем, это неудивительно: Лувр живет столь богатой и напряженной жизнью, в нем непрерывно проходит так много культурных мероприятий, что без преувеличения можно сказать: здесь каждый день превращается в праздник.
Стены Лувра куда старше, чем его музейный стаж. Первые постройки крепости на месте нынешнего Лувра были возведены на правом берегу Сены 800 лет назад при короле Филиппе Августе, кстати праправнуке Анны Киевской. Само название, как полагают, произошло от древнего слова “лупара”: когда-то на этом месте, возможно, располагалась псарня, где дрессировали собак для охоты на волков. Крепость тогда еще не была королевской резиденцией, ее останки были обнаружены при недавних реставрационных работах под знаменитым Квадратным двором.
Французские короли периода средневековья и Ренессанса то покидали, то возвращались в Лувр, перестраивали и расширяли дворец, который никак изначально не готовился к “музейной судьбе”. Правда, отдельные намеки на будущую высокую просветительскую миссию уже делались. В ХIV веке Карл V Мудрый, переехавший в Лувр, оборудовал и разместил здесь свою знаменитую библиотеку. Франциск I (1515–1547) стал основателем будущей коллекции Лувра – но тогда он, правда, собирал работы для своей резиденции в Фонтенбло. Среди них, в частности, была знаменитая “Джоконда”. При Генрихе IV на нижнем этаже был создан “Античный зал”, однако он не был открыт для публики.
При Короле-Солнце Людовике XIV, в середине XVII века, двор окончательно перебрался в Версаль. И Лувр быстро стал ветшать, так что в 1750 году даже рассматривался проект его сноса.
Впрочем, именно при Людовике XIV, который много внимания уделял расширению королевской коллекции, впервые возникла идея превратить Лувр во “Дворец искусств”. Правда, она стала обретать очертания лишь столетие спустя, в эпоху энциклопедистов. Кстати, само понятие “музей” утвердилось именно в этот период.
Однако у королей руки до музейного дела все никак не доходили: пришлось дожидаться Великой Французской революции, прежде чем эта идея была конкретизирована специальным решением Конвента в 1793 году. В Лувре был открыт “Центральный музей искусств”. Там были представлены коллекции свергнутой монархии, сокровища, конфискованные у церкви и у эмигрантов, а также коллекции Французской академии.
При Наполеоне I музей был расширен и реорганизован. Сформировался отдел греческих и римских древностей, пополнились археологические коллекции. В этом смысле как нельзя кстати пришлась наполеоновская экспедиция в Египет, хотя сам отдел египетских древностей сложился лишь в 1826 году.
Словом, собрания Лувра быстро пополнялись в завоевательных походах наполеоновских армий, которые активно меняли революционные идеи “свободы, равенства и братства” на художественные ценности. Из Бельгии, Голландии, Германии, Австрии, Италии шел настоящий поток художественных ценностей. По тем временам такой способ пополнения коллекций считался вполне достойным. А сам музей назывался тогда – “по заслугам” – Музеем Наполеона. Правда, часть собрания – около 5000 экспонатов – была возвращена союзническим державам после восстановления монархии в 1815 году.
При Второй республике и Второй империи музей оставался открытым для широкой публики, в его залах появились новые коллекции: искусства этрусков, античной Греции, Древнего Востока. Иные времена – иные нравы: коллекции теперь в основном пополнялись путем покупки экспонатов, а также за счет меценатства.
Наполеон III провел грандиозные работы по расширению дворца, были снесены прилегающие кварталы, воздвигнуты новые строения, в частности дворец Тюильри.
Однако всего через два года во время Парижской коммуны пожар уничтожил этот дворец. Словом, свой нынешний вид в общих чертах Лувр обрел в 1882 году, когда были снесены руины дворца Тюильри. Но нет худа без добра – от Лувра открылась замечательная перспектива через парк Тюильри и площадь Согласия на Елисейские поля и дальше – к Триумфальной арке.
Очередное “новое рождение” Лувр пережил в последней четверти нынешнего века. Президент Франсуа Миттеран был инициатором “великой перестройки” всего комплекса. Так, на дворе Наполеона появилась мгновенно ставшая знаменитой Пирамида Лувра, созданная американским архитектором китайского происхождения Е Мин Пэем. Было реконструировано крыло Ришелье. Создан огромный подземный квартал – “Луврская карусель”, где разместились конференц-залы, библиотеки, магазины, салоны…
Чтобы “разгрузить” Лувр, художественные произведения, созданные позднее 1848 года, были перенесены отсюда через Сену в соседний музей д’Орсэ.
Несколько лет назад в Лувре открылись новые залы, посвященные искусству Древнего Египта. Все реставрационные и реконструкционные работы в Лувре завершились в 2000 году.
Сегодняшний Лувр занимает 40 гектаров парижской земли, а общая площадь экспозиционных залов превышает 60 тысяч квадратных метров. Это самый популярный музей Франции: ежегодно его залы заполняют до 5 миллионов посетителей. Раз в месяц – каждое второе воскресенье – двери Лувра открываются для посетителей бесплатно
Роман Мишаков
www.wmj.ru